Меню
16+

"Новоаннинские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Корни и кроны родов казачьих

Автор: Александр КУДРЯШОВ,
заместитель редектора газеты "Авангард".
Источник: "Новоаннинский РИК".

Фото из архива Дурновской школы.

Доктор исторических наук, профессор Сергей Иванович Рябов широко известен как автор ряда монографий, учебных пособий и многочисленных публикаций по истории Дона, донского казачества и Волгоградской области. Он — один из тех, кто стоял у истоков возрождения Волгоградской организации донских казаков.

В 2014 году из-под пера С. И. Рябова вышла книга "Верховое донское казачество" объемом в 750 страниц — плод тридцатилетнего труда автора. Солидный фолиант содержит исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях.

А недавно Сергей Иванович представил в нашем районе очередную такую же большую книгу, над содержанием которой начал работать параллельно с окончанием предыдущего произведения. Презентация состоялась в районном краеведческом музее.

- Как профессиональный историк знаю, где лежат документы, как с ними работать, — сказал С. И. Рябов. — Мною владеет душевная потребность, которую, я уверен, испытывают многие: вспомнить тех людей, которых мы в нашей суете незаслуженно забыли. Вспоминаем, когда подходит годовщина отцу или матери, деду или бабушке: сходили в церковь, свечку поставили — и то хорошо. Но вспоминать-то надо чаще. Они-то не виноваты, что оказались забытыми нами.

Все это привело к тому, что пришлось мне после книги "Верховое донское казачество" заняться написанием еще трех: по Хоперскому, Усть-Медведицкому, Второму Донскому округам. Именно в эти дни издательство выпускает книгу по Хоперскому округу области войска Донского, — Сергей Иванович поднял со стола внушительных размеров том "Область войска Донского. Хоперский округ (Поселения и население)". — Уверен, что именно эта книга будет очень востребована в вашем краю.

Издание содержит архивные сведения, редчайшие фотографии, отдельные из которых присланы автору казаками зарубежья, и имена жителей различных сословий — прихожан всех церквей Хоперского округа. Помещая сведения о хоперцах, С. И. Рябов делал ссылки с указанием, в каких архивах за какие годы сохранились метрические книги, номера фондов и дел. Как сообщил Сергей Иванович, метрические книги начинали заводить в храмах с конца восемнадцатого века, а с начала девятнадцатого вели их регулярно, да еще и в двух экземплярах, один из которых оставляли в самой церкви, а второй передавали в духовную консисторию Новочеркасска. Десятки тысяч фамилий содержит представленный С. И. Рябовым фолиант. К сожалению, сохранились далеко не все метрические книги. Например, по Николаевской церкви Аннинской станицы до нашего времени дошли всего 36 книг (хотя должно быть полторы — две сотни), из них 29 книг хранятся в архиве Волгограда и 7 — в архиве Ростова; самая древняя — за 1853 год. Книга о Хоперском округе окажет поистине бесценную помощь тем, кто намерен, но пока еще не может отыскать свои корни, чтобы начертать крону родового генеалогического древа. То есть многим все-таки вполне реально найти имена своих праотцев, кто хотя бы раз в жизни вошел для совершения какого-либо обряда в церковь не только того юрта, где проживал искони, но и в любой другой храм верхнедонских казачьих округов. Даже имена иногородних, которые в те давние времена приезжали в Прихоперье из разных, в том числе отдаленных российских губерний.

Кроме церковных метрических книг, С. И. Рябову пришлось перелопатить неисчислимую массу других архивных бумаг, имевших отношение к предмету исследования. Их надо было отыскивать, изучать и на их основании делать рукописные записи, поскольку, как правило, в архивах не позволяют копировать документы современными способами. А потом все это следовало систематизировать и включать в будущую книгу. Участники встречи отметили, что Сергей Иванович проделал поистине титанический труд, и результат его — новоизданная книга — точно не ляжет мертвым капиталом на полке какой-либо библиотеки.

Это тяжелейшая и кропотливая работа, которая, кроме времени, сил и средств, требует искренней заинтересованности, настоящего энтузиазма. И, конечно, участники встречи поинтересовались у Сергея Ивановича причинами, побудившими его к самозабвенному труду. Тем более что примеров такого творчества, по истинно энциклопедическому восстановлению истории донского казачества, практически и нет.

- Мы, пожалуй, последние, кто еще может связать предыдущие поколения с нынешним, — ответил С. И. Рябов. — Сам я родом из хутора Пронина Серафимовичского района, природный казак. Так что, сами понимаете, кровно заинтересован в работе, которая позволила бы современникам цельно представить казачество не только как этнос, но и как особое явление, которое до сих пор не познано и, боюсь, что в силу современных интересов уже не будет познано. К сожалению, по известным причинам казачество оказалось сперва раздробленным политическими противоречиями, а потом и вовсе растоптанным, подвергнутым гонениям, когда само слово "казак" воспринималось чрезвычайно негативно. Было время, когда по хуторам и станицам стон стоял: еженедельно в каждом поселении хоронили по нескольку человек. Но я не ставил перед собой цель оправдать "красных" или "белых". Все сложилось так, как сложилось. Это наша история. Если мы действительно хотим сберечь добрые традиции предков, знать свое славное и трагическое прошлое, оставить в истории память о себе, нужно, чтобы не только мы сами, но и дети наши и внуки как можно больше знали о том, кто мы и откуда.

В завершение встречи Сергей Иванович еще раз напомнил, что книга только выходит в свет, в издательстве напечатаны начальные десятки экземпляров, но решение автора таково: первыми ее должны увидеть жители именно Хоперского округа. Поэтому С. И. Рябову в тот же день предстояла встреча в Дурновской казачьей школе, откуда он намеревался отправиться в Алексеевский район. А несколько экземпляров книги о Хоперском округе он оставил атаману юртового казачьего общества "Новоаннинское" А. М. Челышеву, чтобы новоаннинцы имели возможность, как говорится, по горячим следам обратиться к сведениям о корнях своих.

Во время визита в Дурновскую казачью школу автор долго беседовал с учениками, встретился с педагогическим коллективом. Увлекательно рассказал о содержании книги, о том, как шла работа над текстом, иллюстрациями. Ведь в них — история нашей земли, судьбы людей, которые слагали ее славу.

Кстати, в сопровождении к тексту писатель указал директора Дурновской казачьей школы Г. Ф. Мазину, сотрудницу краеведческого музея О. В. Солопову и юртового атамана А. М. Челышева как людей, помогавших в создании этого значимого произведения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

701