Меню
16+

"Новоаннинские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВАКЦИНАЦИЯ: НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ, ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ

Автор: Подготовила Светлана СУВОРОВА.
Источник: "Новоаннинский РИК".

Фото автора.

Сегодня вакцинация — самый эффективный способ предотвратить коронавирус.

Вирус COVID-19 передается воздушно-капельным путем: при кашле, чихании и даже обычном дыхании зараженного человека. Инфекция способна вызвать дыхательную недостаточность и особенно опасна для людей старшего возраста и тех, кто входит в группу риска. Заразиться легко – достаточно оказаться рядом с заболевшим. Поэтому и необходимо соблюдать меры безопасности, среди которых одна из самых эффективных – это вакцинация. Именно об этом мы беседуем с главным врачом Новоаннинской центральной районной больницы Людмилой Викторовной Макеевой.

В свое время вакцинация помогла человечеству избавиться от некоторых инфекций и справиться с бушующими эпидемиями. Благодаря тому, что большинство граждан прививаются от столбняка, полиомиелита, краснухи, дифтерии, кори, коклюша и прочих инфекций, эти болезни практически уничтожены. Например, именно благодаря вакцинации снизилась заболеваемость гриппом. Прививка против коронавируса безопасна для здоровья. В основе ее метода лежит уже известная технология.

- Людмила Викторовна, настолько опасно заболевание, о котором говорят каждый день вот уже два года?

- Отрицать присутствие опасности, которую несет COVID-19, не имеет смысла. К сожалению, есть множество свидетельств заражений и смертей, количество которых сейчас немного снизилось. В том числе и благодаря вакцинации. Но известно и о стойкой борьбе врачей и ученых. Иммунизация от коронавируса никак не влияет на привычный образ жизни человека и уж тем более не является средством чипизации людей (таких технологий не существует). Благодаря прививке можно сделать вирус управляемым, обеспечить доступность, безопасность и эффективность вакцины. В том числе для людей старшего возраста и тех, кто находится в группе риска.

- А если, например, через четыре месяца после вакцинации пациент переболел ковидом в легкой/средней форме. Когда нужна ревакцинация?

- К сожалению, вакцинация не дает 100% гарантии не заболеть, но значительно повышает шансы перенести инфекцию в более легкой форме. В случае перенесенного ковида у ранее вакцинированных (или невакцинированных), отсчет шести месяцев следует вести от времени болезни. В чем смысл введения бустерной дозы или ревакцинации? Как я ранее говорила – повторный контакт с антигеном. Если человек вакцинировался, а потом перенёс COVID-19, он повторно встретился с антигеном «естественным путем». Поэтому отсчет времени следует производить от даты выздоровления/выписки пациента.

- В каких случаях обоснована сдача анализов на АТ, а в каких это выброс денег?

- Меня всегда учили назначать любое исследование, только если я понимаю, что делать с полученной информацией. Что нам делать с информацией об уровне антител? Бежать на вакцинальный пункт, как только количество антител стало снижаться? Но нас юридически не смогут вакцинировать: электронная система этого не позволит, если не прошло полгода. Если прошло более 6 месяцев, исследовать уровень антител также бессмысленно, потому что надо идти на ревакцинацию. Выявить у себя низкое количество, скажем, через 4 месяца после вакцинации и оставшиеся два месяца ходить в постоянном стрессе от потенциальной возможности заразиться? Но и вакцина не дает 100% защиты. А значит, и после прививки нам следует соблюдать меры индивидуальной безопасности. Что полезного нам даст информация об уровне антител? Что нам с ней делать? Кроме того, признаюсь, я редко встречаю врачей, которые могут правильно интерпретировать цифры в этом анализе. Ведь референтные значения, которые пишутся на бланке, это совсем не защитный уровень антител. Это минимальный детектируемый уровень их наличия. Все, что ниже – артефакт.

Второй момент – не стоит ставить знак тождества между уровнем антител и уровнем вирус-нейтрализующих антител. К сожалению, оценку вирус-нейтрализации разработчики вакцин проводят только на этапе проведения доклинических и клинических исследований. Это требует работы с живым вирусом и, как следствие, очень строгие меры защиты, «допуск» лаборатории. Обычные лаборатории с ним не работают.

И третье. Не стоит забывать о Т-клеточном иммунном ответе. Как известно, антитела вырабатываются В-лимфоцитами, и вторая половина нашей иммунной защиты, Т-лимфоциты (CD4, CD8, Nk-клетки и прочее), оценке, как правило, не подлежат. И опять же, немного специалистов, которые смогут трактовать исследование субпопуляций лимфоцитов.

Исследование антител, безусловно, важно и полезно, если мы понимаем, что будем делать с результатами. Поэтому моё мнение – сдавать анализ на уровень антител имеет смысл, если какой-то их минимальный уровень будет являться медотводом от вакцинации, или для пересечения границы, или других юридически обоснованных ситуаций.

- Какие состояния пациента после первой вакцинации будут абсолютным противопоказанием к ревакцинации?

- Думаю, стоит уточнить, что:

во-первых, мы говорим о вакцине от COVID-19, потому что практически для каждой вакцины (от гриппа, коклюша и пр.) существуют свои «дополнительные» абсолютные противопоказания;

во-вторых, вакцинация от COVID-19 — это НЕ плановая вакцинация, а вакцинация по эпидпоказаниям;

в-третьих, у нас сейчас принципиально три разные вакцины (вакцинальные платформы). Если есть противопоказание к одной, можно выбрать другую.

- Каков Ваш прогноз, когда закончится пандемия? Может быть, что «омикрон» или следующий штамм, действительно, будут «живой вакциной» (более заразные, но менее патогенные)?

- Что значит «живой вакциной»? С таким же успехом можно назвать грипп «живой вакциной» от гриппа. Мы же только раз, как правило, болеем гриппом в сезон. Если это считать «живой вакцинацией», то да, возможно. Постинфекционный иммунитет будет какое-то время нас защищать, если вирус в процессе такой «вакцинации» не убьет своего хозяина. Возможно, если вирус станет сезонным и менее смертоностным, как грипп, достаточно будет переболеть один раз в сезон. Но не лучше ли, все же, вакцинироваться и не болеть с непредсказуемыми последствиями?

Если мы рассуждали, стоит ли ревакцинироваться или вакцинироваться при высокой текущей заболеваемости, то в настоящее время, при низком уровне заболеваемости, вакцинироваться нужно как можно быстрее. Ведь уже неоднократно доказано, что чем больше процент привитых и переболевших (так называемая иммунная прослойка), тем ниже риск распространения инфекции. Существует прямая зависимость между этими показателями. Идеально – это 95%. При 95% привитых есть полная уверенность, что вирус перестанет циркулировать в стране. Неготовность и колебания по поводу вакцинации замедляют процесс формирования коллективного иммунитета. Ведь процесс растянулся на период более года.

Обстоятельства таковы, что рано или поздно вирус доберется практически до каждого. Как известно, он представляет особую угрозу для пожилых и людей с сопутствующими заболеваниями. Среди них есть такие, которым вакцинация противопоказана, которые по каким-то другим причинам пока еще не вакцинировались, либо прошли вакцинацию, но иммунитета пока не имеют. Это могут оказаться ваши знакомые, друзья, родственники. Вакцинируя себя, вы косвенно защищаете этих людей. Если вы не можете заразиться сами, вы не можете и распространять инфекцию дальше. И напротив, если вы заболеете и перенесете вирус в бессимптомной форме, то, сами того не желая, можете стать причиной инфицирования других людей. Смысл массовой вакцинации не только в том, чтобы защитить отдельного человека, но и окружающих.

И, конечно, остается необходимым соблюдение масочного режима, социальной дистанции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52