Меню
16+

"Новоаннинские вести"

25.03.2022 08:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Станицу песня согревает

Автор: Галина СЛОБОДСКАЯ

Так уж сложилось в моей долгой профессиональной судьбе, что в хуторах Староаннинского сельского поселения, особенно в Дурновском, я бывала чаще всего. С повествований о судьбах местных жителей я начинала свой путь в журналистику, этим небольшим сюжетом ставлю точку в непростой работе. 

ТАК БЫЛО

Иду по аллее мимо берез, увешанных кормушками, спугивая прилетевших подкормиться нахохлившихся птах. Встречу с участницами ансамбля народной песни «Беседушка» назначили в актовом зале Дурновской казачьей школы. Да и как иначе, если клуб не отапливается, а морозы стоят не мартовские, к тому же почти все певуньи – выпускницы этого учебного заведения, ученицы директора Галины Федоровны Мазиной. На стульях, словно радуга расплескалась многоцветьем, аккуратно развешаны атласные казачьи сценические костюмы. В чашках дымился крепкий ароматный чай, источали ванильный запах конфеты, печенья.

- Сначала с морозца чайку попьем, а потом ладком и за разговор примемся, – приговаривали хлопотуньи. Начали с воспоминаний о славном прошлом художественной самодеятельности.

В советское время на месте сегодняшнего парка возвышался типовой клуб – «огроменный», просторный, с высоким крыльцом, светлым фойе, уютной костюмерной. Очаг культуры не пустовал: торжества, собрания, концерты, творческие кружки… Несколько перестроечных лет... и на фасаде неотапливаемого здания появилась трещина — снесли его подчистую. А клуб перенесли в добротное здание из красного кирпича на главной хуторской улице, по соседству – библиотека. Но тепла, как не было, так и нет, хотя все коммуникации и наружные и внутренние подведены. В теплое время года, конечно, здесь комфортно, зимой минуты покажутся часами – чем нагреть такое пространство?

В юности некоторые из моих героинь выходили на сцену вместе с участниками народного хора, в репертуаре которого — старинные казачьи песни. У специалиста Новоаннинского культурно-досугового комплекса Татьяны Герасимовны Цветковой, в прошлом художественного руководителя «Беседушки», хранятся бесценные записи песен в их исполнении. Однажды коллектив пригласили в Ленинград на культурный форум. Несмотря на волнение, дурновцы выступили достойно – зал рукоплескал.

Певуньи старались вспомнить поименно всех участников хора. Возможно, не получилось, ведь столько лет минуло — вот и они уже не молоды. Благодарны «беседушки» за певческую школу Марии Дементьевне Елисеевой, Льву Власовичу Долгову, Анне Васильевне Масловой, Анне Дмитриевне Кругляковой, Михаилу Панфилову, Александре Афанасьевне Ротмировой, Александре Бирюковой, Елене Кузьминичне Андреевой, Александре Андреевне Чекуновой и другим землякам.

До «Беседушки» ансамбль народной песни имел много названий: «Сударушка», «Голубки», «Казачки», но всегда его выступление тепло принималось зрителями. Певуньи — постоянные участники районных смотров художественной самодеятельности, частые гости в школе, где существует детский ансамбль «Казачата». Радуют земляков своим задором, многоголосьем на гуляниях на Троицу в станице Филоновской и городе Новоаннинском. Их звонкие голоса звучали в Михайловском районе, в станице Етеревской.

В разные годы их песни звучали под аккомпанемент баянистов Николая Блинкова, Федора Мельникова, гармониста Николая Бондаренко. Оставшись без музыкального сопровождения, «сударушки» стали учиться петь под минусовку. Привыкали к новшеству долго, а первое время, по их словам, «ногами топотили» – никак не могли после живой музыки перестроиться на электронную, бездушную. Репертуар коллектива – популярные осовремененные казачьи песни. Часто Татьяна Ивановна Крюкова (одна из «Сударушек»), услышав по телевизору или радио новое произведение, советует подругам ту или иную песню, запавшую в душу. Каким-то чутьем она сразу понимает, кто из подруг ее исполнит лучше других — ни разу не ошиблась.

Раньше, в бытность Н. В. Малышева, руководителя СПК «Староаннинское», никогда не возникало проблем с поездками на концерты: всегда предоставлял транспорт, помогал финансами. Аутентичные костюмы, сшитые с соблюдением народных традиций: баски, высокие рукава и манжеты, воздушные петли и, конечно, оборки по лифу кофты и юбке — для коллектива шила Татьяна Цветкова, а вот деньги на обновы выделял Николай Васильевич. Платки гладью вышивала местная мастерица Надежда Григорьевна Клейменова – о ней, ее творчестве мы как-то рассказывали в нашей газете.

Певуньи вспоминали, с какой радостью ездили к портнихе на примерку сценических нарядов, как первый раз вышли в них на сцену.

За два года пандемии «беседушки» почти не выступали, да и с транспортом сейчас сложности — приходится нанимать на свои кровные или просить подвести на личных авто супругов Любови Николаевны Зайцевой и Оксаны Васильевны Ивановой — Александра Анатольевича и Геннадия Витальевича, друга коллектива Сергея Ивановича Голикова, не было отказа от главы Староаннинского сельского поселения Александра Васильевича Устинова. В начале пандемии, когда страх перед новой инфекцией бил рекорды, но массовые мероприятия еще не были под запретом, на концерт ансамбля в Борисовском пришли всего четыре зрителя. Но у «беседушек» и в мыслях не было, чтобы отменить выступление: пели так, словно зал был переполнен. Рассказали и такой случай: однажды, в самый разгар концерта, отключили электричество, и песни исполняли а капелла, а когда неполадки устранили, повторили репертуар под музыку. Радовали любимыми песнями земляков на полевых станах, приезжали на фермы ни свет ни заря, чтобы еще до утренней дойки поднять девчатам настроение. А уж как удивили своим задором иностранцев, которые однажды побывали в местной школе. Так раззадорили казачки гостей, что те пустились в пляс.

ПОГОВОРИМ ЗА ЖИЗНЬ, ПОДРУГА

Валентина Ивановна Логинова:

- Отца не помню, уж слишком мала была, когда его не стало. По рассказам мамы, он работал на Волге, на барже. Застудился, упав в студеную воду – в дом пришла беда. В то время на крупных реках страны возводили гидроэлектростанции. И мама по комсомольской путевке отправилась в Красноярский край на строительство. Какое-то время меня воспитывала бабушка. Конечно, мама вышла замуж, но в семье я так и осталась единственным ребенком. Сейчас, когда большая часть жизни прожита, особенно сожалею, что нет у меня ни сестры, ни брата. Родила двух сыновей. Роман прошел Чечню, Аргунское ущелье. Евгений работал в колхозе механизатором. У меня трое внуков – Лера, Юля и Давид. Бездельничать не умею, в нашем казачьем краю это считается позором. Сажаю огород, так что никакие экономические санкции наших недругов моей семье не страшны.

Сколько себя помню, всегда пела. Самая любимая песня «Ой, Самара-городок…». Песня – лучшее лекарство от плохого настроения. Проверено! А вышитый платок к костюму мне подарила Лидия Петровна Савушкина.

Тамара Тимофеевна Банникова:

- Я коренная казачка. Рано вышла замуж, в 17 лет, за вихляевского казака. Надо бы учиться, а у меня любовь! Если спрашивают, какое у меня образование, отшучиваюсь, мол, замужество. И любовь была, а жизнь не сложилась. Явилась с ребенком к родителям, в Дурновку. Тут же устроилась в хозяйство разнорабочей: сегодня — на току, завтра — на весовой… Выучилась в Камышине на контролера ОТК, но 11 лет проработала на тракторе. Тянуло к технике с детства. Бывало, отец с братом ремонтируют двигатель, и я рядом верчусь, стараюсь быть полезной, вымараюсь в машинном масле… Создали семью с Виктором Николаевичем Банниковым.

Всю жизнь преклоняюсь перед людьми, прошедшими войну. Мама в детстве натерпелась страха. Ее отца-коммуниста фашисты расстреляли во дворе их дома и долго не разрешали хоронить. По дороге от Гумрака в направлении Ростовской области, где действовал концлагерь, попали под обстрел и чудом смогли бежать. Мне иногда кажется, что я проживаю и мамину жизнь, ведь не проходит ни дня, чтобы я не вспоминала о ней.

Для меня казачья песня – часть моей души. Есть в ней мудрость народная, боль и светлая душевная радость. Чаще других пою «По тропинке пургой запорошенной» — любимая мамина песня.

Оксана Васильевна Иванова, художественный руководитель коллектива, заведующая клубом:

- Родилась в хуторе Мартыновском. Проживаю в Дурновском с 2013 года. Умело хозяйствовать по дому меня в основном учила бабушка Елена Никоноровна. С восьмого класса я уже пряла самостоятельно, и она нахваливала мою работу. Все тогда выживали платочным ремеслом, в каждом дворе по нескольку десятков коз народной селекции, а в выходные – на рынок, торговались за каждую копейку. Сколько прошло лет, а словно вчера: она прядет, я вяжу и слушаю ее рассказы о войне, как возили хлеб на быках на элеватор, как после бомбардировки поселка долго чувствовался запах гари...

Первый ранний брак не задался, одно счастье – трое детей. Не ставила цели вновь выйти замуж, главное – вырастить детвору. Но судьба преподнесла подарок. Живем с мужем дружно. Водим немалое хозяйство. Радует, что внучке Диане отлично дается учеба – она у нас третьеклассница. Ярославу-постреленку три года. Дочь Юля живет в Москве. Надеюсь, что и она скоро порадует внуком или внучкой. В семье сына Романа – живут во Фролово – подрастает четырехлетний Миша. Сейчас мое главное назначение – гостеприимная бабушка.

Думаю, народная песня, исцелила многие души. К сожалению, не можем репетировать в достойных условиях, и это главная наша боль. Без клубов затихнут хутора, растеряем песенное наследие.

Татьяна Ивановна Крюкова:

- Лишилась матери в раннем детстве. С отцом жили и в Сибири, и на Севере, в Северодвинске. В хутор вернулась в год открытия нового здания школы, которую окончила на отлично, а потом успешно и Староаннинскую. С мужем сидели за одной партой. Пока он служил срочную, выучилась на зоотехника, работала в типографии – наш «Авангард» печатала. Четверть века прожила в Коми, где оказалась по зову сердца: в годы моей юности молодежь ехала туда, где труднее. И там трудилась в типографии, затем медрегистратором.

Главный недостаток, а может, достоинство – это как посмотреть, что все принимаю близко к сердцу.

Десять лет назад вернулась на родину, в отчий дом, благоустроила его. Умею и с коровой сладить, и хозяйство справно вести. Да разве есть работа, с которой не совладала бы казачка? Если начала бы жить заново, то в новую судьбу взяла бы детей, внуков и моих подруженек. Дети Роман и Кристина живут в Коми – там их родина. А вот две внучки рядом, обе студентки: Марина — Волгоградского университета, Виолетта — сельхозколледжа. Дошколенок Николь приезжает в гости.

Моя любовь к народной песне с годами только крепнет. Считаю, что песенное наследие — ценнейший памятник прошлого, который следует беречь и приумножать.

Любовь Николаевна Зайцева:

- Мои родители, создав семью в ранней юности, пронесли взаимную любовь и уважение через всю жизнь. Мама отца из армии ждала, я уже в это время родилась, а потом появились на свет Вера и Надежда. Сначала училась в нашей школе, доучивалась в № 1. В Волгограде получила профессию швеи-мотористки, недолго работала на фабрике. Город был мне в тягость, особенно летом, когда размягченный под солнцем асфальт начинал издавать удушливый запах. Сразу вспоминался наш тихий хутор, ароматные луга, запах реки. Приехала в отпуск, а тут из армии вернулся Александр. Стали встречаться, ну а потом и свадьбу сладили. Купили свой дом. Живем, горя не знаем. Давно выросли дети. Рита — в Новой Анне, подрастают внуки Александр и Тимофей. Марина — в Алексеевском районе. Ее Маша учится в ВолГУ на журналиста, Юля — в гимназии. Огород, хозяйство – все как у всех.

Нашу творческую дружбу ценю и всегда готова выступать. Когда всматриваюсь в лица зрителей, понимаю, насколько для многих важно слушать проникновенные казачьи песни.

Не было на встрече Валентины Митрофановны Ульянкиной — приболела. Но и о ней поведали мне певуньи.

- Наша Валя ярыженская, замуж вышла в Борисы за казака-баяниста. Ульянкины дурновскими стали давно. Сын Александр – дальнобойщик, сноха Елена – учитель физкультуры в местной школе. Главное богатство — внуки, правнуки. Голос у Валентины Митрофановны красивый, зычный. Она из нас одна умеет дишканить, знает множество старинных песен – заслушаешься. Очень гостеприимная, всегда к себе на посиделки, на праздники зовет, да так стол накроет, что дивишься: и вкусно, и красиво.

В этот день, к сожалению, не удалось услышать дивные голоса «беседушек», во-первых, пост не позволил, да и в школе шли занятия. Мечтают дурновские певуньи о благоустроенном клубе, ведь в тепле и песня душевнее играется.

Когда-то на селе считалось делом чести, чтобы художественная самодеятельность, спорт были на высоте. Может это и является частью национальной идеи, которую мы все ищем. Разве Год культурного наследия народов России, коим стал 2022-й, не повод, чтобы озаботиться «бородатой» проблемой — благоустройством клуба — тем, от кого зависит ее решение? Попыталась получить комментарий ответственных лиц. Особой обеспокоенности не почувствовала. Даже был такой ответ, что очаг культуры дурновцам ни к чему – его не посещают, зачем тогда разбазаривать казенные средства.

А вот мнение уважаемого человека, директора школы Г. Ф. Мазиной.

- В сельской местности школа, клуб остаются единственно авторитетными культуроформирующими центрами, созидательной силой, сплачивающими вокруг себя представителей всех поколений. Проблема сохранения народного наследия во времена навязывания нам чуждой забугорной антикультуры сегодня актуальна как никогда. Ценю земляков, которые, несмотря на сложности, продолжают сохранять для потомков народные традиции, ремесла, даря радость своим творчеством, учат любить свой народ, малую родину. Рада, что мои бывшие ученицы на протяжении своей жизни сохраняют школьную традицию – творить и дарить добро – и щедро делятся с нами светлым, мудрым песенным наследием.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149