Сегодня - Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспоминание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день, а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня).
Приставку «анти» мы привыкли употреблять для противопоставления чего-то (например, антивирус, антициклон). Но в переводе с греческого она может еще означать «вместо». В данном случае получается, что название праздника означает: «вместо Пасхи». Речь идет, скорее, о повторении Пасхи: «вместо дня Пасхи… празднуем Пасху снова и снова». Праздник Пасхи настолько велик, что одного дня для его празднования явно мало. Поэтому празднование Пасхи совершается 40 дней. Особенно же торжественно Пасха празднуется в течение первой недели, имеющей название «Светлая седмица». А ее окончание – это и есть «Антипасха».
Повод отпраздновать Воскресение Христово нам дает и то, что через 8 дней после Своего Воскресения Спаситель снова явился ученикам в горнице. Об этом читается Евангелие в день Антипасхи на Литургии. При этом явлении Господь уверил в Своем Воскресении апостола Фому, показав ему Свои раны.
Упадок духа апостола Фомы после Крестной смерти Спасителя был настолько велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения, а их словам о явлении воскресшего Учителя не поверил. Имя апостола Фомы из-за этого стало нарицательным: «Фома неверующий». Но справедливости ради стоит добавить, что св. апостол Фома впоследствии основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа.
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19–31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4).
Антипасха словно завершает круг пасхальных богослужений. На Всенощном бдении Антипасхи, которое совершается в субботу на Светлой седмице, двери алтаря, распахнутые настежь всю пасхальную неделю, закрываются. Церковь продолжает богослужения в привычном режиме.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.