Меню
16+

"Новоаннинские вести"

31.12.2020 07:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВАРЕНИЧКОВ НАВАРЮ ТЕБЕ, ГОЛУБЬ МОЙ СИЗЕНЬКИЙ

Автор: Наталья Зубрева.
Источник: "Новоаннинский РИК".

Говорят, пути Господни неисповедимы. До нас дошла эта библейская крылатая фраза о непредсказуемости судьбы, о невозможности предвидеть все её повороты, известные лишь Богу.

И в жизни Василия и Дуси 65 лет назад две дороги слились в одну, словно Всевышний привёл навстречу друг другу. Иначе не скажешь!

Семья Василия Кудрявского – украинская. Однако два сына – Вася старший – родились в России, в небольшом хуторке Тульском Михайловского района. А в 15 километрах от этого населённого пункта, в хуторе Атамановском Новоаннинского района, росла, не ведая печали, маленькая Дусечка. В семье, где они жили с папой и мамой, было аж 18 мужчин: шесть сыновей, зятья, сыны детей. Две дочери, снохи да мелкота ребячья битком в хату набивались. За столом теснотища, мальцы сидели на руках у родителей, кто помоложе ели стоя. Мама Дуси Александра Ивановна Сизова – заслуженная доярка, награждённая орденом Ленина, ее портрет был на Доске почёта в районе. Отец Григорий — тракторист, ушёл на фрон, погиб где-то под Ленинградом. Дочка без него родилась.

После семи классов Дуся пошла с мамой коров доить, чтоб показатели были выше, заработок прибавился. Да и не брали 14-летнюю девчонку на самостоятельную работу.

Труд тяжелый все тогда несли, так уж в крестьянстве повелось, работали и в поле, и дома. А вечерами молодёжь на улицу спешила, как ни труден был день. Однажды в Атамановский приехали тульские ребята, Василий, как увидел Евдокию, сразу подумал: «Моя». А той едва 15 лет исполнилось!

Неделю последил исподволь за девчонкой, потом подошёл, напросился проводить до дома. Рассказал родителям о том, что встретил лучшую на свете. Те решили посмотреть девушку.

Председатель дал своих лошадей, чтоб приехали на хорошей упряжке. После разговора с атамановскими родными решили: девчонку надо сватать. Пусть, что молода, повзрослеет, наберётся опыта, станет хорошей женой и снохой. А Василий твердил как заведённый:

- Не тяните, назначайте встречу с родителями Дуси, а то другие заберут девку!

И вот в доме бабушки Евдокии состоялась первая встреча. На столе – пышные блины, ароматное прозрачное сало с мясными прослойками, душистый взвар, много разносолов и других угощений, среди которых, конечно, вкуснющие вареники. Знала невестушка, что украинские сваты очень любят это блюдо. Угодили гостям, ели – нахваливали. И разговор сладился: через неделю засылают сватов.

И вот приехали Кудрявские с этой важной миссией к вечеру, управившись по хозяйству и дав время невестиной родне подготовиться к застолью. Лошадей, опять же председателевых, распрягли и оставили у дома родных в Атамановке. Пока вели разговоры, местные ребята, бросив балалайку – единственный в хуторе музыкальный инструмент, подкрались и обрезали у лошадей гривы и хвосты: мол, нечего хохлам казачек переманивать!

А сватины шли весело, стол ломился от угощений. Жених на невесту наглядеться не мог. И хоть потом увидели, что наделали ребята с лошадьми, обиду не затаили, твёрдо сказали: всё равно невеста — наша!

Позже Евдокия и родные приехали в дом жениха. Посмотрели, где жить будет их казачка. Угощения и тут были на славу: вареники с разной начинкой в сметане и в масле, пирожки и пироги, кисели всякие, яблоки мочёные… Свадьбу уговорились сыграть 15 декабря. Выпили за это дело и разъехались восвояси.

Декабрь выдался морозный, снежный. Отгуляли «вечерок» — так называли молодёжный праздник накануне свадьбы. Еды было много – дело чести. Танцевали под гармонь, весело было, хоть и выпивки никакой не ставили, тогда молодёжи спиртное подавать не полагалось. Ближе к полуночи, уставшие и довольные, все разошлись по домам.

Наутро молодая в белом штапелевом платье, с двойной фатой и венчиком из нежных цветов была чудо как хороша! Погрузили приданое, отправили в дом жениха. А через пару часов Василий едва добрался до нее по снежным заносам, то и дело откапывая из сугробов застрявших лошадей с санями. Невесту повезли, тепло укутав.

Гостей за столом собралось множество, все тульские хуторяне пришли, да и невестина родня не подкачала, оказала честь, явилась дружно. Среди приготовленных птицы, котлет, пирогов на столе дымились непременные вареники – с капустой, картофелем, творогом. Никаких салатов в то время не нарезали, зато бочковые мясистые помидоры краснели в тарелках, огурцы с хреном и укропом дразнили глаз, капуста белела ровными кусочками – все из своих погребов. Самогоночки припасли крепкой, чистой, как слеза. Прошёл балагуристый «каравай», молодых одарили кто чем мог: парой вилок и ложек, вязаными шерстяными и пуховыми носками с орнаментом на резинке, рушниками, простынями… деньжат кто-то бросил мелочью. Шумела дружная свадьба до утра, керосиновые лампы то и дело уносили на заправку.

Гульба продолжалась в общей сложности четыре дня! На пятые сутки забили колышек, закрепив юную жену на новом поместье. Весной на этом месте посадили яблоню, которая прижилась и радовала урожаем многие годы.

И вот наступил первый в их супружеской жизни Новый год – 1956-й. Вся деревня на праздники собиралась по очереди то в одних, то в других домах, детей с собой не брали. Хоть Дуся сама недавно от детства оторвалась, но как взрослая была приглашена на торжество, накануне со свекровью приготовили угощения, которые несли на общий стол. Евдокия, понятое дело, вареников налепила — Василий сказал, мол, вкуснее еды не пробовал! И все поглядывал нежным взором на свою молоденькую жёнушку.

Для неё казачки постарше приготовили испытание: настойчиво уговаривали беленькой выпить, мол, негоже за столом трезвой сидеть, чтоб потом никого не осуждала за излишнее веселье или развязное словцо. В общем, Дуся, не смея отказаться от приставаний, по глоточку отпивала горького хмельного, голова кружилась, но Василий рядом, его рука надежная. Потом-то она научилась отвязываться от рюмок... Супруг с молодости в руки стакан со спиртным не брал – за всю долгую жизнь она не видела его пьяным…

Обычая дарить подарки на Новый год не водилось. Но тосты за счастье, мир и здоровье звучали, за молодую семью Кудрявских выпили по чарочке.

Со свекровью Евдокия прожила 33 года. Первенец у Василия и Дуси появился через три года после свадьбы. А до этих пор она ухаживала за золовкой (сестрой мужа): плела ей косички, провожала в школу, кормила. Работала дояркой, Василий на тракторе, на комбайне в поле трудился.

После Ванюши появился на свет Сашенька, через два года – Любаша, еще через три года – Василий. Жить перебрались в хутор Атамановский, который больше и перспективнее. Школа была четырёхлетняя, Василий и Евдокия стали думать, куда переселиться, чтоб детей учить и находиться с ними рядом.

Еле-еле отпросившись с работы (выходные давали редко, разве что зимой), супруги поехали в Новоаннинский. Случайно встретили пожилую женщину, показавшую им, где продается дом, его и облюбовали Кудрявские: четыре небольших комнатки с верандой. Работать устроились в первое отделение откормсовхоза «Краснокоротковский», труд там оплачивался хорошо. Но Василия тянуло к технике, он вскорости перешёл в ДСУ № 5, принял трактор.

Активную, добросовестную и сметливую Евдокию Григорьевну назначили старшей в бригаде, доверили учёт зернопродукции. Комсомолку приняли в члены партии, она вошла в профсоюзную группу, бывало, воспитывала прогульщиков, дебоширов – помогало! Избирали председателем квартального комитета при ТОС № 2 «Маслозаводской», была награждена Благодарственным письмом главы городской администрации П. Ф. Чулкова за активное участие в общественно-политической жизни. Много разных грамот она бережно хранит до сих пор. Её трудовой стаж – 38 лет, у Василия Ивановича – 42 года!

Дети подросли, в доме стало тесно, Кудрявским руководство откормсовхоза выделило просторную, светлую квартиру – новоселье получилось радостным, весёлым!

Жизнь сложилась у супругов достойная – каждый из прожитых вместе 65 лет наполнен, пусть и трудом большим, но и счастьем одарён ничуть не меньшим. Семья Кудрявских нынче приросла шестью внуками, девятью правнуками.

За что же Василий Иванович так крепко полюбил Евдокию?

- За красоту и мудрость, за то, что за любое дело смело бралась и меня на него подвигала, и получалось у нас ладно!

А чем муж взял сердце Евдокии Григорьевны?

- Сначала – чубом своим густым, потом – заботой, нежностью и верностью.

Вам, читатели, понятно, на чем держатся семейные узы?

С юбилеем супружества поздравим эту удивительную пару и пожелаем долголетия – на радость родным и всем нам

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

95