Меню
16+

"Новоаннинские вести"

10.01.2020 09:54 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

АХ, ЧЕРЁМУХА БЕЛАЯ...

Автор: Наталья ЗУБРЕВА
Источник: МАУ "Новоаннинский РИК"

Фото автора.

Ждёт земля снега. И люди соскучились по белоснежным сугробам. А хуторянка из Черкесовского Варвара Титовна ТАРАСОВА, глядя на летящие снежинки, вспоминает легкие лепестки черёмухового цвета, как осыпаются они, кружа под порывами ветра, присыпая боль и радость прожитых лет.

Годков прошло немало с того момента, как она увидела белый свет – 93-й день рождения отметила в этом декабре. Она была первенцем в семье с пятью детьми, а со старших всегда спрос особый, помощница стала матери во всём. Отец погиб на фронте, выживали тяжёлым колхозным трудом, в хуторе Звездка война сильно уменьшила количество жителей, особенно мужчин. Тянули жилы на полях и фермах старики, бабы, детвора.

К началу войны Варюшке еще и 15 лет не исполнилось — взрослая по тем меркам. Так что и нагрузку давали соответствующую. После победы под Сталинградом девчонку мобилизовали на восстановление разрушенного города. Увидев, что немцы сотворили с городом, заплакала. Ни одного уцелевшего дома не видать, только дымящиеся руины, Волга покрыта черными пятнами мазута – ни попить, ни умыться невозможно. Самое жуткое, когда среди обрушенных стен и перекрытий обнаруживали страшные находки – убитых…

Лес для стройки, доставленный по воде сплавом, возили с волжских берегов на …верблюдах. Видимо, из астраханских степей пригнали сюда животных.

Летом сорок третьего года всех прибывших на разборку завалов и строительные работы поселили в подвале здания театра (теперь уж не вспомнить, какого). Расчистили помещение, нарвали травы для постели и жили там до наступления холодов.

Сначала Варя разбирала кирпичные груды, потом её взяли на обучение мастерству штукатура. Наставником у девчонок был старичок, терпеливый к ошибкам и жалеющий, что такой тяжелый труд они несут. Особенно трудно давалось выполнение верхних лепных плинтусов и углов – все детали вручную делали, чтобы людям жилось в квартирах радостно. Раствор носили по этажам в вёдрах и на носилках. Каково приходилось женщинам, когда мужчины не выдерживали!

Потом всех перевели в восстановленный универмаг, окна там застекленные уже были, кровати для пяти девчат поставили в одной комнате. Спали на матрацах и подушках: «богато» зажили, вспоминает Варвара Титовна тот период. Хотя кормили крайне скудно: рыбный суп да хлеба кусочек, каша на воде. В праздник – рыбная котлетка. Воду поначалу носили котелками из обнаруженного случайно в овраге ручья, потом стали из Волги кипятить.

Четыре года адского труда на стройке. Восстанавливали город быстро, люди из последних сил старались, воодушевленные тем, что немца гонят к его «берлоге», а потом – Победа! Фашиста разбили в его берлинском логове, надо было налаживать мирную жизнь истерзанной врагом Родины. Счастью не было предела! Никакой труд не страшил, главное – небо чистое, мирные дни. Стали давать по 700 граммов хлебного суррогата, которые множили силы и укрепляли надежду на то, что впереди будет-таки сытая жизнь. Потом пришло время, отменили карточки, в магазинах стали продавать белый хлеб, сахар, крупы. Всех предупреждали, чтоб не ели много, вредно.

Мама Варвары написала письмо Сталину, чтоб разрешили дочери приехать домой, в деревню, без главы семьи с малыми детьми ей было тяжело. И Варя вернулась в хутор, хотя потом сожалела об этом.

- Получила бы квартиру, как мои подруги-строители, — размышляет Варвара Титовна. – Жила бы в городе. А так… горе мыкала, вот и всё.

Поступила работать грузчиком в заготзерно. По трапу мешки на плечах таскала в машины. Потом почти 10 лет трудилась визировщиком в лаборатории, определяя качество зерна.

Приехал однажды дядя из Воркуты, рассказал, какие хорошие там заработки. Сам попал в дальние края после плена в войну, потом прижился, семью перевёз. Позвал Варвару за собой.

К тому времени у неё уже подрастала дочка. Случилась любовь с командировочным заезжим шофёром. Нет, Варя не винит буйно цветущую той весной черёмуху, она лишь добавила радости от того, что произошло в судьбе. Только вот любовь ли была причиной для рождения дочери? Женихов убила война, век в девках коротать не хотела, потому решилась на этот шаг, который тогда многие осуждали. Всё Варя перенесла, но в 27 лет (по тем временам поздновато) доченьку родила – хорошенькую, нежную, послушную.

С ней и уехала в суровые края, рассчитывая на заработок. Малышке было 4 года, их поселили в один барак с сестрой и ее мужем, которые тоже перебрались в Воркуту. Родные приглядывали за девочкой, пока Варвара была на работе. Комната им досталась с северной стороны, вьюги полностью забивали снегом фрамугу да и само строение под крышу, так что в комнате стояла полная темнота.

Только в отпуске, когда приезжала на родину, любовалась черёмуховым цветом, зеленью и солнечным щедрым теплом.

Шли годы, Варвара Титовна старалась трудиться в тех местах, где больше платили, пусть и приходилось тяжело. Но дочку Танечку вырастила, та выучилась на повара, вышла замуж. Весёлую свадьбу сыграла Варвара Титовна молодым, это было в 1973 году. Родился внучок.

А через год — похороны. И в этом роковом повороте судьбы черёмуха замешана! Той весной огромное дерево буйно расцвело на родине зятя, в Новгородской области. Огромные кисти были такими ароматными, что запах разливался окрест густой и волнующий. Супругов, которые приехали в гости с семимесячным малышом, разместили в отдельной комнате, где красовался большой букет черёмухи, поставленный Татьяной. Беда пришла ночью, не успели даже «скорую» вызвать: анафилакти́ческий шок (бурная аллергическая реакция) унёс жизнь Варвариной доченьки. Ах, черёмуха белая…

Оформившись на пенсию и перебравшись в хутор Черкесовский, Варвара Титовна забрала к себе внучонка и растила Диму до школы. Потом зять, женившись, увёз пацана в семью. Мальчишка еще долго звал бабушку мамой, тосковал о ней, потом вырос, но навещал, помня ее руки, взгляд нежных глаз. Выбрал профессию зоотехника, женился, стал отцом двух сыновей. И жить бы ему долго и счастливо…

…Однако 32-й год жизни стал для Дмитрия последним, внезапно остановилось сердце. И теперь по весне память о нём засыпают лепестки черёмухи, зимой заметают белые вьюги.

А Варвара Титовна живёт, отважно встречая годы, каждый из которых уносит былые силу и ловкость. Её помощники нынче – трость да родные и просто добрые люди. Правнуки не забывают: в двух светлых комнатах переклеили обои, чтоб прабабушке было уютно. А согревает дом природный газ – красота, да и только.

Что ж, у каждого свой путь земной. Судьба ничего не дает в вечную собственность. И пусть вновь метёт метель, пусть весенний ветер срывает лепестки черёмухового цвета.

Жизнь продолжается.

Мы задали вопрос нашей новой знакомой:

- Есть ли кто-то, кому хотите передать новогоднее пожелание?

- Есть, — охотно ответила Варвара Титовна. – Прежде всего, мои слова — главе государства: не щадите ничего для сохранения мира — нет ничего важнее. А всем, кто прочитает рассказ о моей жизни, желаю здоровья и долгих, радостных дней!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

214