Меню
16+

"Новоаннинские вести"

23.09.2019 09:10 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Творила, страдая и радуясь

Автор: Галина Слободская.
Источник: "Новоаннинский РИК".

Фото Алексея Харченко.

В читальном зале было многолюдно: здесь собрались почитатели таланта нашей землячки, поэта Марии Арсентьевны Сухоруковой.

Сорок лет она прожила на нижегородской земле, неся в сердце память о малой родине, хуторе Ярыженском. В марте прошлого года ее не стало. Горела свеча, роняли лепестки розы… Новоаннинцы встречали гостей: Арсентия, сына поэта, и Ирину Высоцкую, директора благотворительного фонда «Меценат», издателя книг Марии Сухоруковой.

Простые, незамысловатые стихи Марии легко доходят до слушателя, а композиторы, среди них и братья Заволокины, организаторы конкурса «Играй, гармонь», слагали на них свои песни, — ведет беседу о творчестве Марии Арсентьевны Ирина Александровна. — Круг ее поэтических тем огромен. Как говорил ее духовный отец, московский батюшка, протоиерей Михаил Труханов, Мария воспела каждый цветочек, каждый лепесточек. Но самое главное — она звала людей ко Христу. Одна из ее книг так и называется «Хвалите Бога». На своем примере она показывала нам, как надо распинать себя за грехи, как и в чем следует каяться. Своей энергией поэта и прекрасного чтеца она завораживала публику. Мария всю себя без остатка отдала творчеству во славу Божию.

Свои первые стихи, посвященные царской семье, Мария написала будучи участницей исторического Крестного хода «Покаяние за Царя» в июле 2000 года, когда рядом с Ириной Александровной они прошли 168 километров, от Нижнего Новгорода до Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. После этого у нее вышла в свет книга «Ангелы Незлобия», пронизанная болью за убиение Царственных страстотерпцев, а затем и авторский аудиодиск «До смертушки каюсь». Ее родственники бережно хранили в сундуке портреты царя Николая II и государыни Александры Федоровны. Тогда за это могли посадить в тюрьму, но преклонение перед царственными особами было выше страха. Так что любовь к царской семье поселилась в ее душе с самого раннего возраста. Уже после смерти Марии мы издали ее книгу «Россия Царскою была» к столетию царской голгофы. Эта книга о выдающихся правителях династии Романовых.

Пожалуй, самыми яркими были ее стихи о России. Неслучайно за стихотворение «Россия терпит и молчит» Мария Арсентьевна была удостоена звания лауреата Всероссийского творческого фестиваля.

Творчество Марии отмечено орденами святой равноапостольной Нины, Екатерины Великой, медалью «За возрождение Донского казачества», медалью святого Александра Невского, казачьим крестом «За верность и служение».

По представлению Московской поэтессы Нины Карташовой она получила звание профессора Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина; за книгу «Ароматные звуки» стала золотым дипломантом VII Международного литературного славянского форума «Золотой Витязь». О ней сняты три документальных фильма. Ее знали, приглашали на творческие встречи. И Мария Арсентьевна всегда с радостью откликалась: этим жила, в этом находила силы и смысл жизни.

До её кончины в свет вышли 25 книг, шесть из них написаны для детей. Две ее пьесы: «Любви Неизреченный Свет» и «Славься, Пасха Красная» — поставлены на большой сцене с участием Нижегородского детского театра «Вера» и других творческих коллективов.

После смерти издана еще одна книга, ее творчеству посвящен спецвыпуск журнала «Голгофа», в котором опубликованы воспоминания, отзывы о творчестве, стихи ее коллег по перу, близких людей, посвященные Марии Сухоруковой.

Мария разработала самый сложный поэтический жанр – духовную поэзию. Многие ее стихи посвящены Божией Матери. Одно из них вошло в антологию «Молитвы русских поэтов XX — XXI век», изданную по благословению патриарха Кирилла.

Проникновенно читал стихи Марии Арсентьевны и свои поэтические строки её сын Арсентий. Его воспоминания были яркими, щемящими:

- Вся моя жизнь прошла в мире книг. Отец – известный поэт Федор Сухов. Мама его боготворила, многому у него научилась. Он посвятил ей цикл стихов «Тебе, Мария». Она ему – книгу «Горький мед».

Мама знала русскую классику, самым любимым поэтом для нее был Сергей Есенин, на родине которого, в селе Константиново, ей не удалось побывать – а так мечтала. Горевала о том, что книг много, а читают мало.

В моем сознании всплывают самые радужные ассоциации с волгоградской землей: много солнца, простор, отчего здесь живут люди добрые и отзывчивые. Помню, как три года назад мама оплакивала стены — все что осталось от родительского дома в хуторе Ярыженском, где прошло ее детство. Человеческая память отметает все плохое, только добро хранит душа. Она не любила праздности, в работе все делала на пять с плюсом, будь то творчество или хлопоты на даче, по дому. Храню две тетради ее рукописных воспоминаний.

На протяжении всей встречи звучали песни на стихи Марии Сухоруковой: кант «Дмитрий Донской», о Косме Минине, «Незабудки», «Я тебя никому не отдам» и другие в исполнении известных новгородских солистов и коллективов. Многие гости памятного мероприятия принесли ее книги с теплыми дарственными надписями автора.

Вспомнилась и мне одна из наших встреч. Мария Арсентьевна рассказывала о своей нелегкой судьбе, о ступенях творчества, о видении мира, улыбаясь устало и светло, как могла только она. И родился очерк с ярким названием — ее стихотворной строкой — «Я помню все: арбузные рассветы и розовень степного чебреца».

Помним и мы…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

85