Меню
16+

"Новоаннинские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Непременно дожить до ста!

Автор: Галина Слободская.
Источник: "Новоаннинский РИК".

Фото Алексея Харченко.

Вот и наступила для фронтовика Александра Васильевича Петрушина 74 мирная весна. Ждет тепла, чтобы посидеть на крыльце, посмолить сигарету – никак не может справиться с этой пагубной привычкой, а надо бы поберечься, ведь для себя поставил задачу: дожить до ста непременно.

О войне не любит говорить, поскольку еще юнцом хлебнул ее сполна.

- Призвали на фронт в сорок третьем, едва исполнилось девятнадцать. Всю войну помнил, как мать голосила на перроне. На старшего брата Ивана уже получили похоронку. Сразу попал на Курскую дугу, Бобруйское направление. Сколько однополчан там полегло… От разведроты штаба фронта остались крохи. После битвы прошел подготовку на пулеметчика. На Эльбе братались с американцами, думали, что война сблизит наши народы, но, увы. Когда возвращались домой, решили в картишки перекинуться, чтобы скрасить путь: проиграл презент – наручные часы, подаренные союзником.

И больше о тех годах от ветерана не услышали ни слова. Растрогал наш разговор героя, ушел на веранду, откуда потянуло крепким сигаретным дымком.

Продолжили беседу с супругой Александра Васильевича, Тамарой Андреевной.

Прошел наш герой от Курска до Берлина, где и встретил Победу. Дважды был тяжело ранен. Уже после войны в Мельбурне выдали Александру справку об инвалидности пожизненной, комиссовали. Это сейчас парадный костюм с наградами — двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина, «За победу над Германией», «За форсирование Одера» — висит за ширмой. Раньше не дорожил он ими, отдал сыновьям — пусть играют. Хорошо, что мать узрела — спрятала в заварочный чайник праздничного сервиза. Сохранились Благодарственные письма от Жукова, Сталина, но их Александр Васильевич не считает чем-то особенным: всем вручали.

Встречали фронтовика долгим застольем, со слезами и песнями. Один из друзей, изрядно подвыпив, заметил: «Нелегко тебе, Сашка, придется на работу устроиться с такими ранениями, а уж жениться…». Александр после этих слов бросил в печь «инвалидную» справку, ведь планировал работать в милиции: фронтовиков там жаловали, тем более разведчиков, да и невесту присмотрел.

Но ранения часто давали о себе знать. Выучился на сапожника, всю жизнь его эта профессия кормила. Работал в артели для инвалидов «Красное Знамя». «Выправил» документы и оформил инвалидность, только когда достиг пенсионного возраста.

Три года назад отметили супруги Петрушины Благодатную свадьбу — 70 лет совместной жизни, не за горами – Коронная.

- После войны бедность была страшная. Приданое – лоскутное одеяло и начищенная до блеска алюминиевая кастрюля, — вспоминает Тамара Андреевна. — Все богатство уместилось в сундуке. Родили троих детей: двоих сыновей — Виктора и Владимира, дочь Татьяну. Дождались правнуков.

Тамара Андреевна вспомнила и своего отца Андрея Никитовича Бирюкова:

- Был призван на второй день войны. Попал в город Буйнакск, служил командиром орудия, обучал новобранцев. Участвовал в Сталинградской битве. Сложил голову в феврале 1943 года у хутора Донского Ростовской области. Шестьдесят лет назад следопыты местной школы прислали нам письмо, что на обелиске защитникам Отечества есть и его фамилия. Мать отправилась в дорогу, повезла в узелке горсть родной земли.

Государство несколько лет назад помогло приобрести ветерану квартиру в центре города, но куда милее супругам жить на Заречной. Ивы, посаженные Александром Васильевичем в том памятном году около дома, превратились в шатры, космами землю достают, весной золотую пыльцу роняют, летом от зноя спасают. Здесь привычнее и дышится легче. О такой достойной старости мечтают многие пожилые люди.

По округе плыл аромат цветущих садов. Так было и в далеком сорок пятом, когда Тамара, услышав о конце войны, прибежала на работу к матери. Первый эшелон Победы, украшенный цветами и красными знаменами, проследовал через железнодорожную станцию Филоново в 1946 году. Ходили к поездам семьями: вдруг, вопреки всему, вернутся и пропавшие без вести. Гармони в тот первый послевоенный год разрывались радостью и болью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6