Меню
16+

"Новоаннинские вести"

13.09.2018 16:26 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Устав муниципального образования в системе муниципального права

Автор: Чудина А.Ю.
главный специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области
Источник: Управление Минюста России по Волгоградской области

В настоящее время в системе муниципальных правовых актов особое место занимает Устав муниципального образования. Это документ новой правовой формы, не существовавшей в советский период. Впервые понятие «Устав муниципального образования» было закреплено в Законе РФ «О местном самоуправлении» 1991 года. Появление в российской правовой системе нового источника права связано с принятием Конституции РФ 1993 года и Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

Ныне действующий Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) определяет Устав шире и подробнее регламентирует вопросы его содержания и принятия.

Юридическое значение Устава состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное муниципальное образование закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). Важное правовое значение имеет и то, что Устав муниципального образования содержит нормы действующего законодательства, которые представлены упорядоченно, что способствует формированию у населения более четкого представления о смысле и характере местного самоуправления. Федеральным законодательством закреплены основные требования к содержанию Устава, подробно регламентирован порядок его принятия и вступления в силу. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав является малой конституцией на территории муниципального образования. Устав муниципального образования обеспечивает право населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.

Устав муниципального образования – это нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Важнейшим требованием к Уставу является наличие в нем механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм федерального законодательства и законов субъекта РФ. Как важнейший правовой документ муниципального образования он должен приниматься в особом порядке. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, что Устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.

Проект Устава муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного Устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

По истечении 30 дней с даты официального опубликования (обнародования) проекта Устава его необходимо в течение 15 дней предоставить на государственную регистрацию в органы юстиции.

Государственная регистрация имеет большое значение в процедуре принятия Устава муниципального образования, поскольку является средством, используемым государством для проверки законности этого правового документа в целях исполнения конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Зарегистрированный в установленном законом порядке Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Регистрирующий орган ведет государственный реестр Уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в Уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Устав муниципального образования является ключевым элементом системы муниципальных правовых актов. Как нормативный акт, содержащий положения об осуществлении народом своей власти в муниципальном образовании, Устав каждого муниципального образования в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24